Тайваньская Asustek Computer в последние два года переживает непростую трансформацию в попытке стать лидером рынка смартфонов среднего ценового сегмента. Таким образом компания намерена избежать последствий от падения спроса на персональные компьютеры, которые когда-то были ключевым бизнес-направлением для Asus и все еще составляют львиную долю в ее продажах. Поскольку конкуренция на рынке мобильных устройств близка к убийственной, смена акцентов довольно рискованна, но компания с оптимизмом смотрит на свои возможности в развивающихся странах.
В интервью Nikkei Asian Review председатель правления Asus Джонни Ши заявил, что его компания намерена сфокусироваться на мобильных гаджетах, а ключевым источником прибыли должен стать Китай крупнейший рынок смартфонов в мире. «Мы ожидаем, что в 2017 году мы заработаем больше на мобильных устройствах, чем на ПК, отметил он. В этом году мы намерены продать 20 миллионов смартфонов, в следующем на 10 миллионов больше, и тогда мы станем 10-м крупнейшим игроком этого рынка. Наша цель также в том, чтобы на долю Китая приходилась треть от всех поставок наших смартфонов».
По данным рыночных аналитиков из тайваньской TrendForce, объемы поставок смартфонов на глобальном рынке составили в 2014 году порядка 1,16 миллиарда штук, а доля китайских поставщиков, в том числе лидеров рынка Xiaomi и Huawei, равнялась в прошлом году примерно 40%. Хотя в 2015-2016 годах прогнозируется дальнейший рост этого рынка, его темпы замедлились до 10% в текущем году, и этот показатель сократится еще заметнее в 2016-м.
Помимо Китая, Asus надеется на быстрый рост продаж в Индии и Юго-Восточной Азии. В ноябре глава Asus Джерри Шен говорил, что компания стала вторым крупнейшим поставщиком в Индонезии, а к 2017 году планируется выйти на первое место, оставив позади Samsung.
Asus вышла на рынок смартфонов только в прошлом году, и тогда поставки компании составили 8,5 миллиона устройств. Свою линейку Zenfone в Asus называют «доступной роскошью», поскольку смартфоны обладают высокими характеристиками при приемлемой цене. Asus также намерена выйти в более высокий ценовой сегмент, и их новая модель Zenfone Zoom с оптическим зумом, нацеленная на любителей «камерафонов», будет стоить уже дороже. Кроме того, компания начала выпускать носимую электронику, представив линейку умных часов.
Как и многие другие тайваньские производители электроники, Asus пропустила первую волну интереса к смартфонам, когда Apple представила свой iPhone в 2007-м, и вскоре поняла, что спрос на ПК падает из-за распространения мобильных гаджетов. В то же время Asus справилась с ситуацией лучше своих тайваньских конкурентов, и, к примеру, Acer не смогла выйти на рынок смартфонов, из-за чего продажи компании рухнули, и теперь у нее серьезные финансовые проблемы.
HTC, которая когда-то доминировала на рынке смартфонов высшего ценового сегмента, сокращает прибыли со второго квартала этого года, так как замедление роста мировой экономики снизило спрос на Android устройства класса «премиум». И HTC также не смогла найти способы конкурировать с китайскими брендами на рынке континентального Китая.
Не то чтобы Asus без проблем сменила направление деятельности. Продажи компании в первые девять месяцев 2015 года стагнировали, а чистая прибыль упала на 16%, частично из-за продолжающегося сокращения продаж ПК. Акции компании с начала года подешевели более чем на 20%.
По мнению аналитиков, самым главным вопросом остается то, сможет ли Asus получить существенную долю рынка смартфонов, поскольку рост спроса на мировом рынке замедляется, а в Китае все так же доминируют местные бренды, такие как Xiaomi и Huawei.
«Им будет сложно сделать так, чтобы выручка от продажи смартфонов превысила доходы на рынке ПК, на чью долю в 2015 году все так же приходится 60% от оборота компании, считает Крис Вэй, эксперт из Market Intelligence & Consulting Institute. Им также будет непросто повысить продажи смартфонов на 50% и выполнить свою цель на следующий год, поскольку мы ожидаем, что общий рост спроса в 2016 году составит всего 10%. Возможно, они и считают Китай динамично развивающимся рынком, на котором следует сфокусироваться, но там уже присутствует слишком много игроков, поэтому, возможно, им будет целесообразнее сосредоточиться на продвижении в Юго-Восточной Азии».
По мнению Винсента Чена из Yuanta Securities Investment Consulting, во время экспансии на развивающихся рынках Asus столкнется с несколькими негативными факторами, такими как рост затрат на маркетинг, возможные потери от колебаний валютных курсов и сокращение спроса.
Джонни Ши говорит, что Asus не исключает возможности слияния с другими производителями ПК. Он также подтвердил свои слова о том, что компания рассматривает возможность поглотить HTC, но добавил, что «мы должны уважать желания другой стороны», имея в виду заявление о том, что HTC не намерена объединяться с Asus.
Источник:
nikkei.com